Андрей Александрович Углов

ЛИЦОМ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

«ЭЛАРе» исполнилось 42 года. История завода – по сути, история нашей страны последних десятилетий. С ее взлетами и падениями, достижениями и поражениями, попытками рейдерских захватов в лихие 90-е, борьбой за выживание в условиях нескольких кризисов и стремительным рывком во всех направлениях в последние годы.
Сегодня нам уже сложно представить время (а ведь это было совсем недавно – что такое для истории 10-15 лет?), когда предприятия и люди были брошены на произвол судьбы. Время, о котором первый директор «ЭЛАРы» Глеб Ильенко писал: «Мы … лихорадочно искали выход из кризиса – чем загрузить завод, как кормить людей, как и из чего платить зарплату, как противостоять бандам на дорогах, грабящим машины с материалами, комплектующими, уводящим с расчетных счетов предприятий наши и без того скудные средства... Принудительная приватизация оборонных предприятий дала повод многим бандитским структурам начать передел собственности. Звонили, приезжали, шантажировали, угрожали, вымогали…»
Конечно, «ЭЛАРА» - нетипичный пример предприятия российской «оборонки», сумевшего в сложнейший период реформируемой экономики кардинально поменять привычную стратегию. Не ждать заказов, а искать новых партнеров, браться за новые проекты, диверсифицировать производство. Так на "ЭЛАРе" начался выпуск электроники не только для военной авиации, но и для железнодорожного транспорта, автомобилестроения, тепловых и гидростанций.
Андрей Углов – генеральный директор градообразующего предприятия столицы, потомственный эларовец, внук легендарного первого директора Глеба Ильенко, депутат Государственного Совета республики, убежден, что поддержка промышленности – дело государственной важности.
Андрей Александрович, о необходимости серьезных инвестиций в целый ряд отраслей, в числе которых и авиационная, недавно было заявлено на самом высоком правительственном уровне. Означает ли это, что государство снова поворачивается лицом к оборонной отрасли?
Именно так. Авиационная отрасль является стратегической, поскольку, во-первых, создает огромное количество инноваций, которые позже начинают использовать в других отраслях. Вторая, не менее важная функция — без авиационной отрасли невозможно обеспечить безопасность нашей огромной страны. К сожалению, за годы реформ 90-х, когда гособоронзаказ практически обнулился и предприятия авиационной отрасли вынуждены были выживать без поддержки государства, Россия утратила здесь лидирующие позиции.
Думаю, никому не нужно объяснять, зачем нам нужна хорошо вооруженная современная армия. Наивно полагать, что те гигантские ресурсы, которыми владеет наша страна, никого не интересуют. Для России сохранение своих недр и своей территории, наличие мощной армии — вопрос существования державы.
Посмотрите, как в последнее время разрешаются все конфликты. Дипломатическим путем? Отнюдь! К сожалению, у дипломатов очень быстро заканчиваются их инструменты урегулирования споров, и все переходит в плоскость вооруженного конфликта. Действует простое правило - кто сильнее, тот и прав.
В последнее время ситуация в нашей авиационной отрасли меняется кардинально. В первую очередь, потому что с каждым годом значительно увеличивается гособоронзаказ. В прошлом году руководством страны принята государственная программа перевооружения армии до 2020 года на сумму двадцать триллионов рублей. Такой колоссальный объем средств будет направлен на развитие нашей армии, и обеспечивать его будем мы — предприятия оборонной отрасли.
В своей статье об экономических задачах российский премьер говорит о том, что целью создания крупных госкорпораций и холдингов (от Ростехнологий и Росатома до Объединенной авиастроительной корпорации) было остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов. Как Вы считаете, удалось это сделать?
– Безусловно. Вы, вероятно, знаете, что нас это коснулось непосредственно – в «Объединенную авиастроительную корпорацию» вошли и главные партнеры «ЭЛАРы» - «РСК «МиГ» и «ОКБ Сухого». Сегодня наше предприятие вместе с ведущими научно-исследовательскими институтами страны разрабатывает и производит такую бортовую электронику, пилотажные навигационные комплексы, без которой не взлетит ни один военный самолет.
Вообще, производство электроники – отрасль очень высокотехнологичная. Возьмем, к примеру, сотовые телефоны. Каждый год появляются новые модели, они приобретают все больше функций, становятся легче, компактнее — это как раз тот результат, который рождается в отрасли. Сегодня предприятие, чтобы стоять на месте, должно буквально бежать.
Те требования, которые рынок предъявляет к производителям электроники, в полной мере относятся и к приборостроению. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы отстаивать на рынке ведущие позиции — это, прежде всего, инвестиции в перевооружение, модернизация, новейшие технологии. Только за 2011 год сумма инвестиций в перевооружение предприятия составила более 200 миллионов рублей. Мы этот процесс не останавливали никогда, и именно поэтому «ЭЛАРА» остается одним из ведущих предприятий нашей страны.
И сегодня, в связи с общегосударственной политикой поддержки промышленности, перед нами большие перспективы. Приборостроительный комплекс Чувашии динамично развивается и требует новых практических исследований и смелых проектов. Так будет и впредь.
 
Валентина Поливцева
Февраль 2012